Доктор, меня все игнорируют…

«Людям свойственно игнорировать то, что им говорят другие люди. Все мы склонны слышать только то, что готовы услышать». Старая истина. В детстве я читал об этом в книгах, многократно наблюдал в жизни. Эта же истина применима и к тому, что написано на экране монитора. Наиболее выпукло это проявилось в ходе одного из проектов. Я делал приложение, перекачивающее данные с сервера в некое клиентское приложение. Программа тихо запускалась сервисом при старте системы, читала конфигурационный файл и, когда запускался клиент, начинала качать данные.

Я написал приложение, протестировал его локально и вручил exe-файл человеку, поехавшему устанавливать систему заказчику. Через два дня он мне позвонил, весь на нервах и в гневе:

– Твоя программа не работает, я ее уже целый день пытаюсь настроить. Заказчик ругается, грозит штрафами
– Что именно не работает?
– НИЧЕГО не работает!
– Как это выглядит?
– Я запускаю клиента, и ничего не работает!!!
– Стоп, успокойся, откуда именно ты знаешь, что ничего не работает?
– Вылезает какое-то окно с предупреждением, и данные не ходят.
– А что в окне написано?
– Я не читал. Ничего не работает, сидишь там дома и задаешь дурацкие вопросы. Мне тут делать больше нечего, чем читать, что в окнах пишут!

Уже интересно. Я сосчитал до 10 и очень вежливо попросил коллегу таки посмотреть, что написано в окне, и продиктовать мне.
– Там написано «Не найден конфиг файл C:\bin\dataTransfer\service.cfg. Проверьте, на месте ли файл и, если его нет, позвоните в службу АСУ по телефону 11-22-33».

Надо сказать, что в свое время я потратил не менее часа на конкретно это окно, проверял конфиг, наводил красоту, узнавал точный телефон человека, который может сказать, что писать в конфиге. Это при том, что я специально рассказывал коллеге, что без конфигурационного файла приложение не заработает, т. к. IP-адрес сервера я не знаю.

– Хорошо, – спрашиваю я, – а файл на месте есть?
– Нет, нету никакого файла, а где мне его взять?
– Почитай, что написано во всплывшем окне.
– Ты что, издеваешься? Тебе что, сложно сказать, где конфиг взять? В следующий раз сам поедешь.

– Позвони, пожалуйста, в службу АСУ по телефону 11-22-33, там тебе скажут IP-сервера.
– Вот сразу бы так сказал!

У вас может сложиться мнение, что коллега был, так скажем, не большого ума и не высоких моральных качеств. Это не так. Я работал с ним в общей сложности пять лет и без преувеличения могу сказать, что это один из наиболее грамотных инженеров-внедренцев из всех, кого я знал.

Я вспомнил про эту историю после следующего случая в проекте.
Тим-лид в ходе рефакторинга build-файла изменил ряд настроек, сделав их более логичными. На очередном созвоне он предупредил команду: «Обязательно измените у себя в локальном конфиге параметр, указывающий, где лежат скины сайта. Если вы этого не сделаете, текущий каталог со скинами будет затерт (опускаю технические подробности). Все слышали?» «Да-да!»– ответили все.
Буквально через несколько часов посыпались жалобы: «у меня пропал каталог со скинами, что делать?». На самом деле, надо было схитрить и в скрипте явно проверять, если каталог со скинами стоит старый –громко ругаться. Сообщения об ошибке «У вас стоит старый каталог со скинами, поменяйте его» все равно бы никто не прочитал, но хотя бы скины не стерлись…

С тем, что нас никто не слушает, глобально сделать ничего не возможно, но можно иногда схитрить и учесть это факт в явном виде.

PS: Основная идея которую я хочу донести, до читателя. Нельзя бороться с тем, что Вас не слушают расстреливая каждого кто ступил (в понедельник рано утром, после бессонной ночи с плачущим ребенком на руках, например). Надо понимать что природа вещей такова, какова она есть и делать на это поправки в общении. Особенно это актуально в России, у нас к сожалению многие любой промах коллеги эскалируют до «ты идиот, ничего не понимаешь, убей себя …».

Share